Промышленность и энергетика
Развитие промышленности Чувашской Республики

Основу экономики Чувашской Республики составляет промышленность – 33% (в т.ч. обрабатывающие производства – 28%). Промышленный комплекс республики включает в себя более 2,8 тыс. предприятий и субъектов малого и среднего бизнеса, и занимает около одной трети в экономике всей республики (в ВРП).

В структуре обрабатывающих производств основную долю занимают предприятия машиностроения (31%), химического производства и электротехники (по 20%), производства пищевой продукции, включая напитки (15,8%), иные предприятия (13,2%). В данных видах деятельности сконцентрировано большинство системообразующих, крупных, экономически или социально значимых организаций.

Существенный вклад в дело обеспечения импортозамещения и технологического суверенитета вносят промышленные предприятия Чувашской Республики, в том числе 61 системообразующее предприятие, в которых трудятся более 43 тыс. человек (2/3 занятых в обрабатывающих производствах республики).

В 2020–2021 годах существенное влияние на экономику региона оказали ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией и санкционным давлением со стороны недружественных стран и связанные с ними негативные явления.

Во втором полугодии 2022 года промышленность Чувашии адаптировалась к переменам, связанным с перенастройкой промышленных производств из-за начала специальной воинской операции (далее – СВО), а с 2023 года показывает уверенный рост объемов произведенной продукции, в том числе обеспеченный государственным оборонным заказом. В большинстве видов экономической деятельности наблюдается положительная динамика:

  • индекс промышленного производства в 2022 году составил 102,3% к уровню предыдущего периода, в 2023 году ‒ 130,7%, за 10 месяцев 2024 года ‒ 116,0%, прогноз на 2024 год – 114%;
  • объем отгруженных товаров в 2022 году – 313,9 млрд. рублей (111,3%), в 2023 году – 430,2 млрд. рублей (137,1%), за 10 месяцев 2024 года – 418,3 млрд. рублей (135,1% к аналогичному периоду прошлого года), прогноз на 2024 год ‒ 548,5 млрд. рублей (134%).
Наибольший рост индекса производства приходится на производство электронных и оптических изделий, химических веществ и продуктов, готовых металлических изделий, ремонт и монтаж машин и оборудования и т.д.
Среди регионов ПФО по индексу промышленного производства Чувашия поднялась с 14 места (2020 год) на 1 место (2023 год) и продолжает удерживать лидирующие позиции в 2024 году. На уровне регионов Российской Федерации обеспечен рост с 45 места (2022 год) до 3 места (2024 год).

Рост показателей промышленности обеспечен в первую очередь высокими темпами роста обрабатывающих производств (прирост на 36,1% за 2023 год), составляющих около 90% объемов промышленного сектора. К уровню 2020 года сектор обрабатывающих производств вырос на 36,3%, что существенным образом отразилось на показателях ВРП.

В 2021 году Чувашия первой среди регионов страны вышла на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) по освоению и созданию ООО «Завод «Агромаш» серийного производства колесных тракторов тягового класса 1,4 с глубокой локализацией основных узлов и деталей (шин, аккумулятора, карданных передач). Инвестиционные вложения в проект составят 1,3 млрд. рублей, объем налоговых и страховых отчислений – 0,7 млрд. рублей, общий объем произведенной продукции – 49,5 млрд. рублей, объем производства – 17790 тракторов до 2035 года, будет создано 127 дополнительных рабочих мест.
В рамках реализации СПИК 2.0 в 2023 году в рамках Международного форума и выставки «Иннопром» в Екатеринбурге предприятие презентовало первый трактор малой и средней мощности «АГРОМАШ».

В 2022 году заключен второй СПИК 2.0, целью которого является выпуск ООО «Волжская перекись» перекиси водорода антрахиноновым методом.

Реализация данного проекта позволит полностью заместить импорт перекиси водорода для потребностей Российской Федерации, способствует модернизации и развитию производственной площадки ПАО «Химпром». Объем инвестиций в проект составит более 11,1 млрд. рублей, сумма налоговых отчислений – не менее 0,7 млрд. рублей, уже создано 167 новых высокопроизводительных рабочих мест.

Одной из ключевых угроз для технологического развития в соответствии с Концепцией технологического развития России до 2030 года является нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек) под воздействием санкционных ограничений в области технологий. Ответом на данную угрозу является курс на кластеризацию, которая раскрывает технологические переходы и ниши для импортозамещения. Специфика промышленности республики позволяет определять отраслевые компетенции и ниши для импортозамещения, которые могу восполнить предприятия Чувашской Республики в обеспечении технологического суверенитета страны.

В республике уже работают 7 промышленных кластеров, куда входят 102 предприятия (годовая выручка предприятий составляет более 40 млрд. рублей), на которых занято более 12 тыс. человек. Из них 2 кластера (машиностроительный кластер и кластер высокотехнологичного оборудования «АБАТ») включены в реестр Минпромторга России.

В целях улучшения инвестиционного климата в промышленном комплексе Чувашской Республики проводится работа по активизации поддержки инвестиционной деятельности.

С 2021 года Минпромэнерго Чувашии оказывает меры поддержки на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, и на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями. В 2021–2024 годах Минпромэнерго Чувашии меры поддержки оказаны 90 промышленным предприятиям на сумму более 705 млн. рублей.

За период 2020–2024 годов АУ «Фонд развития промышленности Чувашской Республики» Минпромэнерго Чувашии (далее – региональный фонд) заключено 48 договоров целевого льготного (от 1 до 3%) займа (41 заемщик) на общую сумму 2,9 млрд. рублей. В рейтинге Минпромторга России региональный фонд является самым сбалансированным и одним из самых капиталоемких. Капитализация фонда на конец года составила 4,75 млрд. рублей.

Задача – в целях развития промышленной инфраструктуры, модернизации производств Минпромэнерго Чувашии совместно с Фондом развития промышленности Чувашии продолжить работу по оказанию финансовой поддержки промышленному комплексу Чувашии.

Многие предприятия Чувашии (в основном машиностроительной отрасли) активно пользуются федеральными и региональными мерами государственной поддержки – за период с 2020 по 2024 год общая сумма поддержки составила более 19,6 млрд. рублей, в том числе в 2024 году — 7,2 млрд. рублей. В
2024 году также промышленной ипотекой воспользовались 22 предприятия Чувашии (выдано льготных кредитов на общую сумму более 2 млрд. рублей, что позволит построить, модернизировать и реконструировать почти 90 тыс. кв. м промышленных помещений).

С 2020 года общий объем мер поддержки промышленных предприятий вырос в 30 раз. Это позволит к 2030 году привлечь частные инвестиции в объеме более 30,0 млрд. рублей, создать более 1500 новых рабочих мест, а отчисления налогов различных уровней за 5 лет могут составить более 25,0 млрд. рублей.

С участием государственных форм поддержки в республике созданы:

  • испытательная лаборатория электротехнического профиля, аккредитованная на федеральном и международном уровнях (ILAK MRA);
  • станково-инструментальный комплекс в сфере машиностроения на базе Чебоксарского инжинирингового центра транспортного и сельскохозяйственного машиностроения;
  • промышленные парки «АБАТ» (специализация ‒ производство торгово-технологического оборудования для пищевой промышленности) и «МАШЗАВОД» (машиностроение и металлообработка). Общая стоимость проектов парков составляет 1,4 млрд. рублей (к 2032 году планируется создание 640 рабочих мест, льготный доступ к площадям парков получат 24 субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), объем выручки резидентов парков накопленным итогом составит более 20 млрд. рублей, объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней составит 3,1 млрд. рублей, объем инвестиций в основной капитал резидентов парков накопленным итогом составит более 200 млн. рублей).
В республике с 2018 года успешно реализуется национальный проект «Производительность труда», в котором приняли участие 63 предприятия, создан Республиканский центр компетенций в сфере производительности труда (далее – РЦК), функционируют сертифицированные Федеральным центром компетенций фабрики производственных и офисных процессов.

По итогам реализации национального проекта «Производительность труда» 76,9% предприятий достигли ежегодного 5-процентного прироста производительности труда (среднее снижение времени протекания процессов и незавершенного производства на предприятиях составило 38–40%, среднее увеличение выработки – 37%), 92% предприятий удовлетворены работой РЦК (в 2020 году – 50%), более 1200 сотрудников предприятий обучены инструментам применения бережливых технологий. В 2023 году РЦК вошел в топ-30 лучших, заняв 25 место в рейтинге (на 17 пунктов выше, чем в 2022 году).

Задача – исполнительным органам Чувашской Республики и органам местного самоуправления в Чувашской Республике совместно с РЦК продолжить работу по вовлечению средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, а также государственных и муниципальных организаций социальной сферы в федеральный проект «Производительность труда».

Текущее состояние научно-технологического комплекса Чувашской Республики характеризуется наличием успехов и наработок в отдельных отраслях науки и технологий в 2020–2024 годах.

По итогам 2023 года (по данным НИУ ВШЭ) Чувашия находится в ТОП-30 среди регионов Российской Федерации по научно-техническому и инновационному развитию, а по доле занятых в высокотехнологичных отраслях промышленности занимает 5 место. Регион занимает 9 место по инновационной деятельности, где показывает высокую активность в сферах технологических и нетехнологических инноваций. Мы также занимаем высокие позиции по наличию нормативно-правовой базы научно-технологической и инновационной политики.

В целях обеспечения взаимодействия органов власти, образовательных, научных и иных организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием приоритетных направлений в сфере науки, технологий и высшего образования в интересах научно-технологического и социально-экономического развития республики, Указом Главы Чувашской Республики от 16 декабря 2024 г. № 138 образован Научно-технический совет.

Задача разработать программу научно-технологического развития региона.

Все текущие усилия предприятий направлены на поиск быстрых и эффективных решений для сохранения объемов производства и формирование технологического суверенитета России.

До 2030 года ряд ведущих предприятий республики планируют расширение действующих мощностей производств: химических продуктов (гипохлорита кальция, ацетонанила, химических средств защиты растений, инновационной лакокрасочной продукции), вилочных погрузчиков, электротехнических и дверных изделий, и т.д. Планируется также создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств.

В условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний республиканский бизнес ориентирован на локализацию производств в высокотехнологичных отраслях, применение новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, что позволяет существенно увеличить скорость его адаптации к меняющимся условиям, повысить эффективность работы и производительность труда, справиться с возникающим дефицитом кадровых ресурсов.

Электроэнергетика Чувашской Республики
В 2020 году Правительством России утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, основными задачами которой являются социально-экономическое развитие государства, комплексная модернизация и совершенствование энергетики.

Основной целью является объединение малых территориальных сетевых организаций (далее – ТСО) с крупнейшими, чтобы сократить их количество и сосредоточить ресурсы в целях повышения ответственности ТСО за надежность электроэнергетических систем.

По состоянию на 2022 год на территории Чувашии деятельность по передаче электроэнергии осуществляли 39 ТСО. Для решения указанных задач принята Стратегия развития электроэнергетики Чувашской Республики на период до 2035 года (утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.04.2023 № 275), согласно которой основной задачей ее развития является повышение эффективности электросетевого комплекса региона, в том числе поэтапная консолидация объектов электросетевого хозяйства Чувашской Республики (далее – ОЭСХ).

На первом этапе консолидации в 2022 году на базе МУП «Чебоксарские городские электрические сети» г. Чебоксары создана государственная сетевая компания – ГУП Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее – предприятие, ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии), которая объединила объекты электроснабжения 7 муниципальных образований: г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Канаш, а также Ядринского, Красноармейского, Моргаушского и Комсомольского муниципальных округов.

На втором этапе консолидации в 2023 году осуществлена передача электросетевых объектов из муниципальной собственности в государственную.

По итогам двух этапов консолидации зона присутствия государственной сетевой компании на территории Чувашской Республики значительно расширена. Доля на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Чувашии составила: по объему имущества – 24%; по объему передачи электроэнергии – 30%; по объему выручки – 25%. Увеличились объемы сетей (с учетом аренды) – протяженность линий электропередачи с 2,0 тыс. км в 2021 году до 4,5 тыс. км в 2024 году (в 2,5 раза), мощность трансформаторных подстанций (далее – ТП) – с 511,24 до 1160,32 МВА (в 2,3 раза), количество ТП – с 645 до 1611 шт. (в 2,5 раза).

Для обслуживания ОЭСХ на предприятии созданы структурные подразделения и районные участки электрических сетей, они укомплектованы квалифицированным персоналом, аварийным запасом материалов и оборудования. Все электрохозяйство республики будет обеспечено не просто круглосуточным наблюдением, а круглосуточной диспетчеризацией и реагированием на различного рода инциденты.

Предприятие обладает всеми необходимыми производственными базами, складскими и аварийными запасами, спецтехникой в количестве 132 единиц. С начала деятельности с 2021 года существенно обновлен автопарк: приобретено 32 ед. спецтехники (автогидроподъемники, лаборатории, экскаваторы, аварийно-ремонтные технические комплексы, 2 многофункциональных автомобиля). Численность производственного персонала составляет порядка 600 человек.

Предприятие входит в перечень системообразующих организаций экономики Чувашской Республики, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность.

ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии в 2022–2024 годах получило паспорт готовности к осенне-зимнему периоду с индексом 100%.

В результате проведенных мероприятий за период с 2022 по 2024 год на территории Чувашии количество ТСО снижено с 39 до 11, а на 2025 год 6 организаций соответствуют критериям отнесения владельцев ОЭСХ к ТСО.
Данные решения позволили на государственном уровне взять управление электросетевым комплексом региона под контроль.

Задача на 2025 год – завершить оформление выявленных бесхозяйных объектов и провести приватизацию унитарного предприятия.

ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии активно ведется работа по внедрению современной интеллектуальной системы учета электроэнергии (далее – ИСУ). Всего в зоне обслуживания предприятия находятся более 63 тыс. приборов учета электрической энергии, из них по 54753 приборам учета обязанность по обеспечению коммерческого учета возложена на предприятие. За период 2022–2024 годов было установлено более 10,5 тыс. интеллектуальных приборов учета (19,3% от общего количества).

В целях осуществления поэтапного внедрения ИСУ в зоне обслуживания ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии разработана программа установки (замены) приборов учета электрической энергии на 2024–2028 годы, согласно которой подлежат замене более 22 тыс. приборов учета и более 13 тыс. измерительных трансформаторов тока с истекшим сроком поверки. Потребность в финансовых средствах для реализации программы составляет 706 млн. рублей.

В 2023 году из республиканского бюджета Чувашской Республики ГУП ЧР «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии выделена субсидия в размере 100 млн. рублей на капитальный ремонт воздушных линий в г. Ядрин, на приобретение ИСУ в г. Ядрин и г. Алатырь.

Предприятие занимается не только развитием электросетевого комплекса Чувашии, но и помогает подшефному г. Бердянск.

Схема и программа развития зарядной инфраструктуры электрического автомобильного транспорта Чувашской Республики на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года разработана и утверждена распоряжением Главы Чувашской Республики от 08.09.2023 №1019-р.

В течение 2024 года на территории республики введены в эксплуатацию 34 электрозарядные станции (далее – ЭЗС), из них 30 ЭЗС – «быстрые» (мощностью 150 кВт) и 4 «медленные» (мощностью 50 кВт), таким образом, на 1 января 2025 г. на территории республики действуют 53 ЭЗС.

В 2024 году Минпромэнерго Чувашии выданы субсидии на общую сумму 55,5 млн. рублей (из них из федерального бюджета были выделены 54,94 млн. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 0,55 млн. рублей) на возмещение затрат по строительству «быстрых» ЭЗС.

Задача – продолжить работу по развитию зарядной инфраструктуры для автомобильного транспорта на территории Чувашской Республики.

В 2024 году выполнены мероприятия, направленные на создание пилотного энергоцентра с. Шоршелы Мариинско-Посадского муниципального округа, проведены предпроектные и подготовительные работы. Планируется установка газопоршневой электростанции контейнерного исполнения.

Согласование и выполнение фактического технологического присоединения энергоцентра к сетям газоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения в с. Шоршелы, сдача и ввод в эксплуатацию энергоцентра планируются до конца марта 2025 года. Финансирование реализации первого этапа по строительству энергоцентра предварительно оценивается в 100 млн. рублей.

Задача – Минпромэнерго Чувашии совместно с АО «Чувашская энергосбытовая компания» продолжить реализацию мегапроекта по созданию сети энергоцентров в Чувашской Республике.

Муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2024 году реализовывались всеми органами местного самоуправления в Чувашской Республике. Плановая экономия от реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности во всех секторах экономики, на 2024 год составляла 150 млн. рублей (100%). Фактическая экономия (по предварительным данным) составит свыше 180 млн. рублей (122,1%). По итогам работы в 2024 году Чувашская Республика вошла в состав лидеров регионов Российской Федерации рейтинга Минэкономразвития России по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Чувашии присвоен рейтинг А+, что является высоким показателем работы в сфере энергосбережения.

Задача – Минпромэнерго Чувашии совместно с АУ «Центр энергосбережения» продолжить осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также сохранять высокие позиции в данном направлении.

Проект «Цифровой энергорегион» является ключевым прорывным проектом Чувашской Республики и включен как мегапроект в Комплексную программу социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025–2030 годы. Цель проекта – цифровая трансформация электрических сетей, включающая в себя модернизацию имеющейся системы распределения электроэнергии и управления технологическим процессом передачи электроэнергии с использованием технологий искусственного интеллекта, что позволит создать условия для оказания инфраструктурной поддержки перспективным проектам развития территории, предусмотренным Стратегией пространственного развития (мастер-планом) Чебоксарской агломерации, и привлечения инвесторов в регион. Разработанные технические решения будут использованы для последующего масштабирования и тиражирования на территории Российской Федерации.

Проект предусматривает поэтапное выполнение мероприятий.

В рамках первого этапа в 2022 году за счет средств федерального бюджета (18,6 млн. рублей) реализован проект пилотной зоны цифрового района электрических сетей в масштабе микрорайона Новый город г. Чебоксары Чувашской Республики, который позволил в режиме реального времени снимать телесигналы, телеизмерения, визуально контролировать оперативное состояние схемы электроснабжения микрорайона и дистанционно выполнять оперативные переключения электрооборудованием с рабочего места диспетчера.

В рамках второго этапа в 2023 году за счет средств федерального бюджета (6,0 млн. рублей) выполнены работы по модернизации информационной системы путем внедрения дополнительного модуля «Геоинформационная система» для паспортизации объектов электросетевого хозяйства и их отображения на карте города в масштабе Калининского района г. Чебоксары.

В рамках третьего этапа в 2024 году за счет средств федерального бюджета создана подсистема цифровой модели схемы электрических сетей, которая станет основой для обеспечения возможности построения в будущем цифрового двойника электрической сети и внедрения технологий искусственного интеллекта. Функциональные возможности разрабатываемой подсистемы – это автоматизация процесса оперативно-технического управления распределительными сетями на основе топологической модели электрической сети. Кроме того, выполнен первый этап предпроектного обследования.

Задача на 2025 год – завершить предпроектное обследование электрических сетей на территории Чебоксарской агломерации, находящихся в ведении ГУП Чувашской Республики «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии (в количестве не менее 105 объектов), которое необходимо для последующей реализации мероприятий в рамках проекта «Цифровой энергорегион».

В рамках последующих этапов в 2025–2030 годах планируется:
  • разработка проектно-сметной документации;
  • проведение научно-исследовательских работ;
  • создание современного цифрового Центра управления сетями;
  • реализация проектных решений по замене морально устаревшего коммутационного оборудования распределительных пунктов и трансформаторных под-станций, созданию дополнительных резервных связей между объектами (в количестве 9 РП, 50 ТП и 23 км КЛ-6(10) кВ);
  • внедрение систем телемеханики и телеуправления, системы информационной безопасности (в количестве 55 РП, 50 ТП);
  • создание «цифрового двойника» энергосистемы с применением технологий искусственного интеллекта на основе виртуальных моделей объектов для управления и мониторинга состояния электрических сетей.